equal_gay


Журнал молодого гея

Записки молодого гомосексуала о свободе, любви, искусстве и истории


Previous Entry Share Next Entry
Гомосексуальность на заре античности
equal_gay

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня я хотел бы вспомнить о величайшей эпохе, которая дала начало всей современной европейской и в целом западной культуре. Конечно же, речь идёт об античности, и в первую очередь о Древней Греции.

Многие из нас знают о том, что гомосексуальность была широко распространена в Элладе, хотя некоторые гомофобно настроенные люди продолжают упорно утверждать, что «именно в ту высокую эпоху не могло быть и речи о подобном разврате». Как бы то ни было, каких бы взглядов не придерживались Вы, дорогой читатель, я считаю нелишним поговорить о том, как всё начиналось…

Ахиллес и ПатроклОднополые отношения имели в Древней Греции повсеместное распространение, находя отражение в мифологии и в культуре в целом. Так, некоторые считают одними из ранних примеров гомосексуальных союзов Ахиллеса и Патрокла из «Илиады». Греческие поэты воспевали однополую любовь, а именитые философы неустанно размышляли о проблемах гомосексуальности (и среди них – Ксенофон, Платон, Плутарх). Платон, в частности, писал: «Однополую любовь презирают варвары и те, кто живёт под деспотическим правлением, точно так же, как они презирают философию, поскольку очевидно, что распространение великих идей среди людей, равно как и воспитание преданной дружбы и пламенного всеобщей любви, которая в особенности удачно развивается в русле однополой привязанности, совершенно не служило бы интересам таких властителей » (John Boswell. "The Church and the Homosexual: An Historical Perspective")

Не менее известные и популярны были трагедии на эту тему, а Аристофан, отец аттической комедии, создал целый театр комедии мужской любви. На всевозможной утвари и других предметах обихода изображены многочисленные гомоэротические сцены, а надписи восхваляют юношескую любовь. Многие политики, военачальники, артисты и писатели были известны своими однополыми романами.

Так, Диоген Лаэртский писал о знаменитом афинском военачальнике и политике Альцибиаде, что последний «в годы свое юности уводил мужей от их жён, подобно юноше, который уводит жён от их мужей».

А в «Эротике» («Диалоге о любви») Плутарха мы встречаем такую фразу: «Прекрасный благородный любовник отдаётся любви тому, в ком он видит обаяние и выдающееся природное очарование, не обращая внимания на телесные детали». (Dialogue on Love 146, цитата по: "Homosexuality," Stanford Encyclopedia of Philosophy, August 2002)

Философы школы физиков время от времени писали о том, что наслаждение между мужчинами больше утомляет, чем удовольствие, полученное с женщиной.

Гомосексуальность, в первую очередь мужская, была чрезвычайно распространённым явлением в греческих полисах. Обычно она принимала форму так называемой педерастии («любви к мальчикам»), когда взрослый мужчина, обычно около 30 лет и постарше, любил мальчика-подростка и опекал его. Важно понимать, что для греческого общества в сфере сексуальных отношений значение имел не столько пол или возраст людей, сколько та роль, которую они играли в этих отношениях - пассивная или активная. Поэтому, хотя отношения между взрослыми мужчинами-ровесниками и существовали, всё же обычно наблюдалась некая возрастная асимметрия, при этом предполагалось, что один из партнёров выполняет пассивную роль в отношениях. Это было связано с тем, что в общественном сознании с каждой из этих ролей связывались определённые образы: активная роль служила знаком мужественности, зрелости, более высокого статуса и силы, в то время как пассивная роль ассоциировалась с женственностью, неопытностью, незрелостью и юностью.

Однополая любовь была, как и теперь, полна тепла и человечности, однако общество придавало ей особое значение и поэтому гомосексуальные отношения чётко регламентировались. Особенно это проявляется в архаический и классический период.

Греческая гомосексуальность в её институционализированных формах берёт своё начало от критской педерастии, которая была регламентирована древнейшими законами острова. Она была тесно связана с обрядами инициации молодого мужчины и с точки зрения церемоний обязательно включала в себя ритуальное похищение. По свидетельству Страбона, в общем виде это происходило следующим образом: филетор (влюблённый), избрав понравившегося юношу (клейноса) и договорившись с ним и с его друзьями, встречал его у дверей дома и старался увести с собой. При этом друзья юноши символически препятствуют ему, а если филетор кажется им недостойным, то они не отпускают его вообще. Если же филетора одобряют, то они вместе с клейносом отправляются на несколько месяцев отдалённую местность, где предаются охоте, развлечениям и завершают всё это пиршеством в кругу близких друзей. При этом филетор преподносит любимому ценные дары, в том числе военное снаряжение, быка (жертвоприношение Зевсу) и кубок (как образ духовного свершения). Теперь молодой человек может либо продолжить свои отношения с мужчиной, либо отвергнуть его. Принеся быка в жертву Зевсу, в присутствии друзей клейнос объявляет, было ли «похищение» действительно добровольным и не причинил ли филетор ему какой-либо обиды. Если юноша удовлетворён поведением филетора, то он переходит в новую возрастную категорию, получая статус «парастата», то есть соратника, союзника. Отныне они живут вместе, не скрывая своих близких гомосексуальных отношений.

Археологические находки показывают, что этот обычай был известен уже в минойскую эпоху (XVII-XVI векa до н.э.) Аристотель в своей «Политике» сообщает, что он был установлен Миносом с целью контроля рождаемости: «Они отделяют мужчин от женщин и поощряют половые отношения между мужчинами, чтобы женщины рожали меньше». Этот обычай был большей частью популярен в аристократической среде, поскольку был также связан с понятием чести: мужчине оказывалась честь разрешением увести мальчика, а мальчику оказывалась честь похищением.

Похищение Ганимеда

Возможно, благодаря обычаю официальной педерастии именно здесь, на Крите возник знаменитый миф о Ганимеде – прекрасном юноше, похищенном Зевсом и унесённом богом на Олимп (слева - Похищение Ганимеда).

Эти практики нашли отражение в фольклоре. Так, сохранились две истории однополой любви мужчин, причём один из них – клейнос Левкоком («ярковласый») фигурирует в обоих сюжетах. В обоих случаях он поручает своим филеторам выполнить сложные задания, прежде чем он ответит им взаимностью. В первой истории он поручает Эвксинтету принести его собаку из одного города в другой, расстояние между которыми равнялось 180 стадиям (28 км). Во втором случае он приказывает своему любовнику Промахосу найти драгоценный шлем, что было сопряжено с большими трудностями. В конце концов раздражённый сверхмерными запросами юноши Промахос добыл шлем, но надел его на голову другого юноши, и Левкоком покончил с собой из ревности…


Наконец, гомосексуальные практики критян подтверждаются археологическими раскопками. Так, при раскопках склепа, посвящённому Гермесу и Афродите, было найдено множество бронзовых фигурок, изображающих однополые контакты между взрослыми мужчинами и юношами. Ещё одна ценная находка – кубок из Агиа Триады, принадлежавший кому-то из племенных вождей, на котором изображён юноша и мужчина – их можно различть по причёске и одежде, а также по наличию у старшего в руках меча и копья. На обоих при этом надеты подобия юбок и ювелирные украшения. На другой стороне кубка показано несколько юношей, ведущих быков – возможно, для жертвоприношения… (см. R. KOEHL, “The Chieftain Cup and a Minoan Rite of Passage,” Journal of Hellenic Studies )

Сейчас известно, что примерно к 630 году до н.э. институционализированную критскую педерастию переняли дорийские племена, от которых она распространилась на всю остальную Грецию. (William Armstrong Percy III, "Reconsiderations about Greek Homosexualities," in Same–Sex Desire and Love in Greco-Roman Antiquity and in the Classical Tradition of the West, Binghamton, 2005)

В общем и целом, очевидно, что гомосексуальность воспринималась как нечто совершенно естественное, и однополые отношения практиковались в древнейшем греческом государстве настолько широко, что общество постепенно формализовало их и включило в общий культурный канон.

Остаётся только пожалеть о том, что за столько веков человечество сумело только уйти назад в своей терпимости и способности принимать каждого из нас такими, какие мы есть…



  • 1
Можно ли поинтересоваться, где, помимо ЖЖ, Вы еще пишете? Ваши очерки очень интересны.

Здравствуйте, Антон!) Спасибо Вам большое, очень приятно!)))
Конечно же, можно))) Я пишу в свой основной блог - http://equal-gay.com/ - и большую часть постов оттуда потом обычно публикую в ЖЖ. Заходите, всегда буду рад Вас там видеть)) Очень надеюсь, Вам понравится)))
Спасибо за проявленный интерес))
Удачи Вам и успехов))
С уважением, Андрей)

Бог мой, какой же у вас интересный сайт! Вы, безусловно, творческая личность. А я с годами стал сентиментальным и принялся писать красивые сказки ))) Если будет интересно и будет время:
http://gay-country.ru/tags/%CA%F3%F0%EE%F1+%28%C0%ED%F2%EE%ED%29/
Приятно познакомиться!
Курос (Антон)

Спасибо Вам, Антон!)
Тоже очень рад с Вами познакомиться))

Совершенно потрясающий рассказ!!!)) В нём столько тепла, нежности, добра и ласки... он дарит столько надежды... прочитал просто взахлёб!!!
И даже сам язык в нём такой простой, естественный - и в то же время человечный, чувственный, проникающий на самое дно души...

Спасибо Вам огромное за него!!! Вы подарили мне и другим своим читателям очень много радостных и светлых чувств!!! Пишите ещё!!!

Спасибо Вам ОГРОМНОЕ ещё раз!!!)
Вдохновения Вам и дальнейших творческих успехов!!!

  • 1
?

Log in